Интервью режиссера Вартанова о фильме "Дуброский" и Даниле Козловском.

Российская премьера фильма «Дубровский» состоялась в Выборге: лента завершала фестиваль «Окно в Европу». Но, если зрители ждали картину, чтобы посмотреть на исполнителя главной роли Данилу Козловского, который лично приехал представить фильм, то критикам было интересно, как одноименное произведение Пушкина перенесли на современную почву. И те, и другие, кажется, остались довольны. Между тем, «Дубровский» — проект непростой. Во-первых, он задумывался одновременно как полный метр и 5-серийная телеверсия. Во-вторых, начинал работу над проектом Кирилл Михановский, но так сложились обстоятельства, что он попросил найти себе замену. В результате режиссером картины стал Александр Вартанов. После премьеры он рассказал о съемках «Дубровского», об актерах и о своем новом проекте.
— Александр, каково это – продолжать работу, которую начинал кто-то другой?

— Непросто. Кирилл успел снять часть материала. Он задал ритм, стилистику, актерское существование. Все было интересно придумано, но не могу сказать, что это было на сто процентов мое. И мы с оператором-постановщиком Севой Каптуром поделили сценарий на сложные схемы, специально придумывая переходные эпизоды от первоначальной стилистики к нашей. Это была самая сложная, неблагодарная, но дико интересная часть работы.

— Вы работали сразу над полнометражной авторской версией и над сериалом. Но, как мне показалось, телевизионной эстетики удалось избежать.

— Не соглашусь. Нам-то как раз кажется, что это очень сериальная эстетика. Просто мы ориентировались не на отечественные сериалы. Например, Кирилл, когда начинал эту историю, держал в голове Breaking Bad (в российском прокате «Во все тяжкие» — прим.автора). А мы с Севой Каптуром пытались сделать микс из сериалов «Сопрано» и «Шерлок». Не все получилось, конечно, потому что «Шерлок» намного дороже, но в целом мы ориентировались на лучшие образцы.

— Артистов вы тоже получили в наследство?

— Да. Но был сделан фантастический кастинг. Его провела кастинг-директор Татьяна Комарова, работавшая с Алексеем Германом-старшим, а на каком-то этапе к ней подключилась Дарья Коробова. Они собрали удивительную команду абсолютно разных актеров, с разной школой, с разным бэкграундом. Это была команда мечты, работа с которой оказалась сказкой.

— Расскажите, как же работалось с таким необычным составом?

— Со всеми было по-разному. Данила Козловский сделал невероятный подарок, он вдруг и ни почему доверился мне на сто процентов. У него для этого не было никаких причин: он не видел мои спектакли, не видел мой фильм «Собиратель пуль». Но он согласился пойти за мной, и с ним было очень легко. С Клавдией Коршуновой было трудно. Она прошла большой подготовительный этап с Кириллом, и у нее сложилось доверие к тому языку, на котором разговаривал он. Постепенно и осторожно раскрывался Игорь Гордин. Но, надеюсь, что своим приходом я ничего не испортил.

— Как сыгрывались Данила и Клавдия? Как возникала связь между Дубровским и Машей?

— Это было безумно интересно. Клавдия – некоронованная королева русского арт-хауса. Данила – молодой бог блокбастерного кинематографа. Даже чисто технически они по-разному готовятся к сцене. Они то дискутировали, то подкалывали друг друга. И было интересно наблюдать за тем, как люди достигают одной и той же цели диаметрально противоположными путями. Но в итоге они сыграли замечательно и очень сильно в определенные моменты друг на друга влияли. В одних сценах Данила помогал Клаве слегка отключить голову и отдаться импровизации, в других эпизодах Клава заставляла Данилу делать больше, чем он мог.

— У Игоря Гордина и Юрия Цурило тоже получились яркие работы.

— Юрий Алексеевич для меня – пример актерской школы. Он может прийти на площадку с высоченным давлением, перед дублем откуда-то взять силы, отработать в кадре, а потом пойти еще на один дубль и еще на один. Это вызывает бесконечное уважение.

— Но если появление Козловского, Коршуновой и Цурило в главных ролях не удивляет, то Игорь Гордин стал настоящим открытием.

— Он для меня стал откровением. Все знали, что Игорь — замечательный театральный актер. В кино же у него были в основном сериалы. Он и в «Дубровского» попал в последнюю секунду. Изначально роль писалась с расчетом на артиста другого типажа, с другой психофизикой. Это была комическая роль от начала и до конца. И Игорю вдруг оказалась интересна такая эксцентрика, потому что он никогда в подобном рисунке не работал. Но оказалось, что Игорь может дать фильму намного больше. В итоге мы изменили рисунок, и его персонаж по ходу действия из клоуна потихоньку, незаметно превращается в чудовище. И невозможно уловить тот момент, когда происходит превращение — Гордин просто творит чудеса. С этим связана интересная история. Один из режиссеров монтажа Иван Гаев в течение месяца работал с материалом «Дубровского» и до мельчайших подробностей знал все дубли с Игорем. И, вот, однажды он случайно обнаружил демо-материалы к фильму Вани Вырыпаева «Танец Дели» и начал их смотреть. Через какое-то время говорит мне: «Смотри, какой артист! Играет гениально!». Я отвечаю: «Это же наш артист – Гордин. Ты месяц его монтируешь». Режиссер монтажа Игоря не узнал.