Новый фильм о «бит-поколении» от Уолтера Саллеса.

В прошлый раз мы видели эту троицу, двух парней и девушку, на крыльце плантации. Они сели в Hudson 1947 года и исчезли между деревьями аллеи. Это был сентябрь 2010 года, Новый Орлеан, съемки фильма «На дороге» длились уже три месяца. Позади осталось много месяцев путешествия из Мексики в Сан-Франциско, переезд через Канаду.

Полтора года спустя, Гаррет Хедлунд, Сэм Райли и Кристен Стюарт снова встречаются под яркими софитами Лос-Анджелеса. Это первая встреча этого трио за последние месяцы, и кажется, что съемки только что закончились. Они выскользнули из студии, где их снимал фотограф Стивен Пан, чтобы покурить на тротуаре.

Их связь все такая же, как и тогда, когда они сидели в Hudson, направляясь вдаль по американским дорогам. То, как они говорят о фильме, сильно отличается от обычного диалога перед камерами. В их историях, мыслях мы можем слышать эхо разделенного ими опыта. Под эгидой Джека Керуака, с Уолтером Саллесом в роли режиссера, они показали нам новый мир, новое кино.

23 мая они прибудут в Канны на мировую премьеру фильма «На дороге» Уолтера Саллеса, основанном на романе Джека Керуака, основоположной работы «бит-поколения».

В 2004 году бразильский режиссер проникся этим текстом – вдохновляющей поездкой через Соединенные Штаты, совершенной в конце 1940-х годов, что была опубликована в 1957. Понадобилось восемь лет, чтобы полностью закончить фильм, не отказываясь ни от чего, особенно от трех молодых актеров, которых он выбрал с самого начала. Пусть одна из них за все это время уже и стала звездой.

Десятилетиями Голливуд задавался вопросом, кто исполнит роли Дина Мориарти, Сэла Парадайза и Мэрилу, этого трио из фильма «На дороге», которое Керуак взял из своей жизни.

Мориарти — это Нил Кэссиди, мальчик, который провел «треть своего детства в исправительной школе, треть – в биллиардной и еще треть в публичных библиотеках», как любил говорить Уолтер Саллес.

Парадайз – это сам Керуак, иммигрант из Квебека, сын простого рабочего с Массачусетса.

И Мэрилу – Луан Хендерсон, девушка-подросток, которая сбежала из дома, влюбившись в Кэссиди и свободу.

Шесть лет спустя Уолтер Саллес первым выбрал Гаррета Хедлунда на роль Нила. Актеру было 20, он приехал со своей фермы в Миннесоте. Чуть позже за ужином композитор Густаво Сантаолалья за разговором с режиссером упомянул об очень молодой актрисе, которую он заметил в фильме, к которому писал музыку, «В диких условиях» Шона Пена.

Кристен Стюарт – «Помню, я еще записал ее имя на листке бумаги», говорит Уолтер Саллес, — в последствие именно она стала Мэрилу. Наконец-то, после презентации «Контроля» в Каннах в 2007 году, англичанину Сэму Райли было предложено пройти пробы вместе с Хедлундом. Химия между этими двумя парнями была настолько очевидна, что даже несмотря на разницу в размерах (Райли был выше и худее, а Керуак ниже и коренастей) и его акцент, британец таки получил роль Сэла Парадайза. Отчасти потому, что актеры не были такими уж знаменитыми, проект Уолтера Саллеса откладывался несколько раз, до начала 2010 года.

Вернувшись со съемок фильма «На дороге», Кристен Стюарт сменяла один проект на другой – «Сумерки. Сага. Рассвет», «Белоснежка и охотник». В то время как двое парней оставались без работы в течение года. Сэм Райли, живущий в Берлине, сказал, что он разговаривал с Гарретом Хедлундом по скайпу. «Нашел что-нибудь? Нет? Я тоже». Наконец-то, они оба согласились на второстепенные роли у известных режиссеров. Сэм Райли у Нилана Джордана, а Гаррет Хедлунд у братьев Коэн. После того, как они столь долго жили в коже персонажей Керуака, возвращение в двадцать первый век было не самым легким.

У Кристен Стюарт же не было выбора, она должна была ответить на зов вампиров. С того момента, когда она с радостью согласилась на роль Мэрилу и началом съемок фильма «На дороге», она стала Беллой, героиней саги «Сумерек», возлюбленной вампира, которого играл Роберт Паттинсон, который также является ее спутником и в жизни. Чудесным образом в январе 2010 года, когда Уолтер Саллес нашел поддержку и финансы у французской компании «MK2», которых он не мог найти в другом месте, график съемок пришлось совмещать с графиком молодой актрисы. При съемках Уолтеру Саллесу приходилось учитывать возрастающий звездный статус Кристен среди фанатов и СМИ, что приводило к тому, что им часто приходило кочевать, снимая фильм «На дороге». Что очень походило на странствия, описанные Керуаком.

Кристен Стюарт влилась в эту игру. Во время съемок, съемочной группе иногда приходилось играть в прятки и скрываться от прессы и фанатов, которые следовали за актрисой по пятам. В Аргентине (где съемочная группа пыталась найти снег в августе), для того, чтобы покинуть здание аэропорта, им пришлось заказать лимузин, который выехал пустым и направил папарацци по ложному пути. Часть съемочного процесса пришлось перенести из Мексики в Аризону после угроз о похищении. Но на съемочной площадке не должны были присутствовать ни агенты, ни пресс-секретари, ни ассистенты, целый маленький мир, который всегда окружал ее в Голливуде. «Я не знаю, как она справляется со всем этим», — удивлялся Сэм Райли.

Трое молодых актеров прошли через «учебный лагерь», который Уолтер Саллес организовал за несколько недель до съемок в Монреале. В огромной квартире они смотрели фильмы Джона Кассаветиса, встречались с писателями «бит-поколения», слушали джаз конца 1940-х. Кристен обнаружила ранние записи Луан Хендерсон. Из всех главных героев фильма «На дороге», Луан была единственной, кто не извлек пользы из этого опыта. «Это была ее жизнь, три года, прожитые с человеком, которого она любила. Вот и все, ничего, что могло бы сделать ее знаменитой. И Господь знает, что именно время предоставляет подобные возможности», — Кристен Стюарт разговаривает с нами с удовольствием на съемках в Новом Орлеане, когда она вспоминала о том, как впервые прочитала «На дороге» где-то в 14-15 лет.

Она в этом году презентует три своих новых фильма, делает все возможное, чтобы доказать, что ее энтузиазм к этому фильму не совсем обычен: «Люди всегда утверждают, что на съемках они становятся одной семьей, но, к сожалению, не в этот раз, — говорила она. – Я не хотела бросать съемки, хотела проделать с ними весь путь. Но в течение этих лет я приготовила себя к мысли о том, что должна закончить съемки Сумеречной саги». Она по своей вине оказалась в этом «стремительно несущемся» потоке, где она работала без перерыва почти год, и теперь ей было сложно определиться, что делать дальше. «Мне нравится много работать, но тогда впереди не было ни одного предложения, которое бы заинтересовало меня. Такое всегда случается после того, как ты снимешься в фильме, подобному «На дороге». После него требования становятся намного выше».

Им также придется столкнуться с требованиями фанатов Керуака. Американцев, которым любопытно, почему бразилец взял на роль Сэла Парадайза англичанина. Некоторые зрители знали, что Фрэнсис Форд Коппола (который выкупил права на книгу в конце 1960-х годов и является одним из сопродюсеров фильма) или Гас Ван Сент могли быть режиссерами этого фильма. В книжкой лавке на бульваре Сансет (да, такой существует), продавец узнал Сэма Райли и спросил его: «Вы собираетесь сниматься в фильме «На дороге»? Надеюсь, он будет хорошим». Из этих троих, британский актер волновался больше всего. Должно быть, это черта его характера. Ему было любопытно, повернут ли люди против него его же акцент, над которым он работал месяцами (ведь это нечто среднее между говором янки с Новой Англии и жителя Квебека). Он вспоминает анекдот из «учебного лагеря». «Писатель, который знал Керуака, вошел в комнату, когда мы с Гарретом были внутри. Он пожал нам руки, а затем посмотрел за плечо, спрашивая, где тот актер, который играет Керуака».

Шесть месяцев спустя, в Сан-Франциско на вечере в честь последнего дня съемок, Сэм Райли встретил Каролину Кэссиди, вдову Нила, которой исполнилось 90 лет (в фильме, ее играет Кирстен Данст). «Она погладила меня по щеке и посмотрела в глаза. Я не стану повторять то, что она сказала мне, но когда она ушла, я сказал самому себе, что люди, которые наняли меня, в конце концов, не так уж и ошибались».

Сэм Райли/Сэл Парадайз собирал хлопок в Аризоне (при 50°C в тени), танцевал в пачугах Пуэбло (когда насилие было типично для Мексики) и провел воскресенье один в снегах Калгари, в Канаде.

«Помню, кто-то пришел, чтобы разбудить меня, так как мы должны были что-то переснять. Как истинная звезда, я считал, что сегодня мой выходной, но все же пошел с ними. Здесь были только Уолтер, Эрик Готье (примечание: кинооператор) и Гаррет». Этот поворот в рабочей программе, немыслимый для большинства голливудских съемок, и создал прекрасные образы Парадайза, идущего по горам, в надежде остановить машину или грузовик. «За три часа мы отсняли двадцать кадров», — вспоминает Сэм Райли, — «И именно они стали моими любимыми».

В Новом Орлеане ему пришлось импровизировать с Вигго Мортенсеном, который играет роль Старого Быка Ли (списанный с Уильяма Берроуза, литературного изобретателя, приверженца наркотиков, убийцы собственной жены). «Я знал, что Вигго умный и образованный человек, также поэт. Я провел всю ночь в Википедии, потому что меня испугало, когда он спросил меня: «Так, Сэл, что ты думаешь о Сверхчеловеке?» А я ведь никогда не читал Ницше».

Эти моменты импровизации лежат в основе всего фильма, и именно таким его хотел создать Уолтер. Когда это трио уезжает прочь по дорогам Аризоны (при 45°C в тени), по сценарию они должны подобрать попутчика. Уолтер Саллес заполучил талантливого певца Джека Ла Ботза. Он попросил его напеть печальную мелодию о человеке, который убил любимую женщину, не предупредив об этом Кристен Стюарт. «Реакция Мэрилу, когда она услышала эту песню, была незабываема», — объясняет Уолтер Саллес. – «Она была в фильме как напоминание о неизбежности разрыве между Мэрилу и Дином Мориарти».

На роль Дина Мориарти, мужского идеала Джейка Керуака, объекта желаний всех женщин в фильме, Гаррет Хедлунд подошел идеально. Уолтер Саллес просмотрел дюжину актеров, и никто из них ему не понравился: «Гаррет привлек мое внимание своими чрезвычайными обстоятельствами, жизнестойкостью, но также и болью, связанной с поиском отца. На прослушивание он приехал из Миннесоты. Он читал диалог, который мы ему дали, а затем спросил меня, может ли он кое-что прочесть. В автобусе он написал заметку о своем путешествии. Его интерпретация своего странствия, своей собственной жизни покорила меня.

Будучи подростком, Гаррет Хедлунд читал, что Фрэнсис Форд Коппола собирался адаптировать роман «На дороге» и говорил, что роль всей его жизни ускользает от него. Когда ему было 20, его путь пересекся с ролью Дина Мориарти, он больше не хотел играть, независимо от того, какими привлекательными были проекты. «Каждый раз, когда мне предлагали новую роль, я спрашивал, смогу ли сниматься в этом проекте без ущерба для фильма «На дороге».

Впоследствии отказы от предложений, которые приводили к отчаянию его агента, сделали Гаррета Хедлунда надеждой Голливуда, хотя сам он долгое время сомневался в том, станет ли он знаменитым актером. Задолго до успеха проекта, он сопровождал Уолтера Саллеса в его исследованиях, учился водить Hudson, встречался с оставшимися в живых людьми из «бит-поколения», такими как поэт Майкл МакКлюр. «В то время я не мог сказать, что буду играть Дина Мориарти. Я исправил свое произношение, я прошел весь путь с Уолтером».

«Он — чистая душа», — говорил о нем Сэм Райли. Хедлунд живет в небольшой квартирке в Сильвер Лейк, что неподалеку от Беверли-Хиллз. «Я предпочитаю просыпаться рано утром», — говорит Гаррет. — «Я не хочу работать только ради того, чтобы оплачивать свою квартиру». В 2009 году после банковского кризиса, когда сорвались съемки «На дороге», молодой человек уступил своему агенту и дал согласие сняться в «Троне: Наследие», крупномасштабном проекте Диснея. «Я был готов просить денег у своей матери», — рассказывал он. Шесть месяцев спустя он уже был в Монреале, в квартире вместе с Кристен и Сэмом.

Гаррет Хедлунд пропустил вечер, устроенный по случаю последнего дня съемок, он поспешно уехал на премьеру «Трона: Наследие» в Лос-Анджелес. Но Уолтер Саллес протянул ему руку.

Весной 2011 года, когда был окончен предварительный монтаж фильма, режиссер монтажа решил отправиться в путь по Соединенным Штатам, чтобы ощутить это «мгновение полной свободы», чтобы облегчить процесс монтажа. Пятеро человек, один актер, Гаррет Хедлунд, и Hudson, которые путешествовали по проселочным дорогам, прочь от автострад, окруженных бигбордами, чтобы найти места, которые проехали Керуак и Кэссиди. Гаррет Хедлунд составил список всех этапов путешествия: Адирондак, Цинциннати (Огайо), Лексингтон (Кентукки), Лаббок (Техас), Лас-Вегас, Нью-Мексико, не хватало только гитары, чтобы добавить музыку джаза.

Актер помнит каждый снегопад, каждый забавный случай. «В штате Миссисипи, механик по имени Корндог ремонтировал машину на газоне возле своего дома. У него была прическа в стиле Майкла Джексона, с которой он снялся в «Thriller», и он надел шапочку для душа, когда забрался под Hudson, чтобы не пролить моторное масло на свои волосы.

Канны – это конечная и парадоксальная по своей логике точка этой поездки. В то же время красная дорожка — это странное место для парковки Hudsonа вместе с тремя бродягами. Но Уолтер Саллес также презентовал здесь и два своих последних фильма: «Че Гевара: Дневники мотоциклиста» и «Линия паса» (над которым он работал вместе с Даниэлой Томас). Как раз после просмотра «Че Гевара: Дневники мотоциклиста», еще одной дорожной ленты о молодом Эрнесто Че Геваре, путешествующего по Латинской Америке, Фрэнсис Форд Коппола и предложил Уолтеру снять «На дороге». Кристен Стюарт на набережной Круазет встретится со своим партнером по «Сумеркам» Робертом Паттинсоном, который также презентует свой фильм «Космополис», снятый Дэвидом Кроненбергом. Сэм Райли же вернется в Канны впервые после того, как здесь на «Двухнедельнике режиссеров» был представлен в роли Иэна Кёртиса – вокалиста группы «Joy Division» в фильме Антона Корбайна «Контроль». А Гаррет Хедлунд покажет миру то, что тот уже давно знает: по этой дорожке проходят только кинозвезды.

Перевод Тео. Источник.