Сумеречная психология и философия: архетипы Джаспера и Элис.

Предлагаю вам почитать очередное архетипическое исследование-рассуждение о характеров героев Саги с блога Дженни Малон.

Элис.

Как и любой из нас Элис не застрахована от фатальности/судьбы, и ей приходится за неё бороться. Она всезнающа до определенной  степени, но она может видеть только то, что происходит после того, как люди сделали выбор. Самой основой её дара являются самые важные моменты для нас — моменты когда мы делаем свой свободный выбор, когда оказываемся на пороге судьбы и фатальности. Переступим ли мы через порог, или в нерешительности повернем обратно. Однако в каждый момент нашей жизни — обыденный или сверхважный — мы делаем этот выбор, часто не особо задумываясь, и он отражает наши дальнейшие перспективы и мотивы.

В Саге у Элис свой собственный путь, как и у всех остальных персонажей. Но как тому, кто знает «ответы на все вопросы» научиться доверять тому, кто неизвестен даже для неё? Ведь и во всеведении Элис есть помехи и белые пятна. И они особенно сильны во всем, что касается Джейкоба и Несси, но почему? Потому что Элис может чувствовать себя ответственной за судьбу каждого, однако у неё есть и собственная судьба, которая должна защитить её от того, чтобы предвидеть слишком многое, потому что она должна научиться доверять, как и все остальные. Джейкоб и Несси, вместе и каждый по отдельности имеют решающее значение для судьбы самой Элис. (Помните, Джейкоб единственный, кто может «благословить» решение об обращении  Беллы, сохраняя при этом договор нетронутым, в противном случае, Элис потеряла бы и близкую подругу, и своего брата, и, возможно, всю свою семью, если бы волки решили отомстить за обращение Беллы; а Несси является символом, который дает Белле силы и мужество, чтобы сохранить всю семью,  включая и саму Элис.) Элис практически не имеет затруднений с людьми, которые не оказывают влияния на неё саму, однако он не может с полной ясностью увидеть будущее тех, кто может на неё повлиять. Когда информации много, и она появляется слишком быстро [думаю, имеется в виду потеря контроля над ситуацией — прим. переводчика] (для любого из нас), мы стараемся выйти из ситуации таким образом,  чтобы удовлетворить своё ранимое и испуганное Эго; и единственный способ это сделать в такой ситуации — это довериться [ и если так можно выразиться «плыть по течению» — прим. переводчика], и всезнающей Элис в том числе, даже если это самый страшный путь.

Все, включая и саму Элис, очень разочарованы пробелами в ее всеведении, потому что  все считают ее дар, по большей части, единственным способом спастись. Однако, в конце Саги она понимает, что придется действовать, не зная ответов на все вопросы, буквально доверившись судьбе вслепую, чтобы спасти ее родных и близких. Она должна довериться судьбе в том, что Белла поймет ее загадочное послание в книге, что Белла найдет «, что Белла поймет роль «Д» [Д.Дженкс из Сиэтла — прим.переводчика], что Белла будет держать то в тайне от Эдварда, что Белла доверится подсказкам Элис в первую очередь, что Эдвард не будет задавть лишних вопросов  Белле, хотя поймет, что она что-то затевает (что было совершенно невозможным для него до этого), и так же что все остальные доверятся не зная ответов заранее. Знать все заранее уничтожает саму сущность доверия и веры, и всем [Калленам — прим. переводчика] придется научиться полагаться на веру и доверять, и понять, что спасение не во всеведении Элис, а в Вере  и доверии.

Итак, Элис, как и все герои Саги проходит архетипическое преобразование от  архетипа Сумасшедшей [Вспомните, что Элис находилась в клинике для умалишенных, когда её обратили в вампира. — прим. переводчика], через архетип Оракула в Героя.

 

Джаспер.

Помимо  архетипа Одержимого (зависимого),  четко характеризующего сущность  Джаспера, который будет обсуждаться ниже, Джаспер испытывает глубокую трансформацию, как и другие герои. На протяжении всей Саги, ему приписывают способность контролировать настроение человека или толпы. Он может манипулировать окружающей энергией в дополнение к ситуации, чтобы помочь человеку.

В конце Саги Белла спрашивает Эдварда, почему Джаспер продолжает так сильно сомневаться в способности Беллы адекватно контролировать свои новые инстинкты, несмотря на то, что она ясно продемонстрировала это.  Эдвард корректно объясняет ей, что для Джаспера это не вопрос того, на что способна Белла, а вопрос, почему он сам не может с такой же легкостью контролировать свои побуждения.

Его урок заключается в том, что истинный душевный комфорт и ясность рассудка невозможно создать или изменить, Эти качества реальны и подлинны, им невозможно подражать. Джаспер очень талантлив в том, что он умеет делать, и он без сомнения служит другим в ситуациях, когда необходимо обрести спокойствие, но он понимает, что настоящее душевное спокойствие и трезвость рассудка может исходить только изнутри, и он сам в итоге учится этому.

Одержимость (зависимость) Джаспера.

С архетипической точки зрения Джаспер является коллективным образом Одержимого, борющегося всеми  силами со своей одержимостью. Черты такого характера включают: стыд, страх отказа/поражения, очевидная неспособность контролировать себя, зависть к тому, кто способен сопротивляться своей одержимости, борьба со своим соблазном в каждую секунду каждого дня, заниженная самооценка и неприятие себя, а так же ситуации, когда другие члены семьи хотят помочь в этой борьбе с одержимостью, но не знают как. Образ Джаспера позволяет нам как в зеркале увидеть существо, борющегося со своей зависимостью, будь то еда, наркотики, алкоголь, желание власти, контроль над хаосом, желание совершенства во всем или жажда человеческой крови. Архетип Одержимого демонстрирует нам борьбу со своими зависимостями и слабостями каждый день, и за это люблю характер Джаспера.

Но хорошим открытием для Джаспера является то, что у него есть возможность научиться контролировать себя себя в дальнейшем. Джаспер ревностно относиться к немедленной способности Беллы бороться со своими искушениями, которую он сам приобрел лишь спустя десятилетия после превращения. Однако с победой Беллы он начинает верить в свои собственные возможности и в то, что такая же победа возможна и для него, и это в конце концов вселяет в него надежду. Надежда имеет решающее значение для каждого одержимого,  и одержимость Джаспера изображена Стефани блестяще, глубоко и вдохновляюще.

 

Перевод выполнен Volvo C30, специально для http://eclipse-sumerki.ru Копирование информации возможно только с указанием активной ссылки на источник и автора перевода.